wild_east (wild_east) wrote,
wild_east
wild_east

МАЗ-541

Оригинал взят у sell_off в МАЗ-541
Оригинал взят у today_rus в МАЗ-541

МАЗ-541 — аэродромный тягач.

Денис Валерьевич

Москва, Россия

Всем доброго дня. Сегодня мы поговорим о специальном тягаче. К сожалению о нем не так много известно, да и выпущено всего было 3 машины, но он однозначно заслуживает отдельного поста. Знакомьтесь, МАЗ-541 Минского Автозавода. Производство этого исполина началось в далёком 1956 году. Основная его специализация и применение — это работа в аэропортах. Дело всё в том, что до середины 50-х для буксировки самолётов в аэропортах применялись обычные грузовики. Но с появлением пассажирских лайнеров ТУ-104 и ИЛ-18 их тяговых усилий стало мало и был разработан специальный тягач, МАЗ-541.

МАЗ-541.
МАЗ-541.

Тягач получился довольно длинным (длиннее МАЗ-500) и широким. Для полного использования массы автомобиля в качестве сцепной было решено сделать его полноприводным. Поскольку задние колёса нагружены больше передних, они оснащались покрышками большего диаметра (от МАЗ-525, передние оснащались покрышками от ЯАЗ-214), что делало автомобиль похожим на колёсный трактор. Визуально это выглядит непривычно. Эдакий трактор-седан.

Для большего представления — коллаж.
Для большего представления — коллаж.

28,23 тонны полной массы, почти 39 литров объема дизельного двигателя, отключаемый полный привод — и это далеко не все технические особенности монстра. Эта машина должна была стать, фактически, "лицом страны". В смысле, аэродромным тягачом огромных авиалайнеров с международных авиалиний. Дизайн многим покажется спорным, но в любом случае зрелищно. Но что-то пошло не так и в итоге мы имеем всего 3 выпущенных экземпляра ( бытует мнение, что больше ). Есть ли где-то сейчас живой, я не знаю. Буду рад услышать от знающих людей.

Вид спереди.
Вид спереди.

Могучий "лимузин", оснащенный дефорсированным танковым дизелем В-2 (в мирном виде он стал называться Д-12А) был выполнен по схеме балластного тягача, иначе мощь двигателя пропала бы впустую. А так — придавленные к бетону колеса позволяют ему таскать авиалайнеры весом до 85 тонн (* — на фото МАЗ-541 работает с ИЛ-62, у которого сухая масса больше ста тонн). Ограничение по массе было выбрано неспроста — именно столько весили самые большие самолеты того времени. Очень неравномерная нагрузка на колеса привела к тому, что машина получила различные по диаметру и ширине колеса. Большие задние колеса (как бы не сдвоенные?) от карьерного самосвала МАЗ-525, а передние — поменьше, от простого самосвала ЯАЗ-214 (будущего КрАЗа, если что).

В сцепке с легендарным ИЛ-62.
В сцепке с легендарным ИЛ-62.

Самой интересной особенностью машины было наличие у нее двух рулей. Но это не из-за отстутствия усилителя руля, как говорят некоторые — а просто машина имела два полнофункциональных поста управления. Для движения передним и задним ходом соответственно, ведь двигать хрупкие крылатые машины нужно было очень нежно и аккуратно. К сожалению, такие стильные и откровенно симпатичные тягачи в большую серию не пошли. По разным сведениям (источникам) было произведено то ли три, то ли девять машин, после чего производство было прекращено. В принципе, можно понять — обзор из кабины был далеко не лучший — огромные мертвые зоны впереди и сзади. Тут и до происшествия на летном поле недалеко… Однако, как минимум, до 1970 года машина проработала — и даже засветилась в фильме про первый полет Ту-144 (сухая масса — 85 тонн, полная взлетная — 180).

МАЗ-541 на современный лад.
МАЗ-541 на современный лад.

Описание двигателя: Дизельный двигатель В-2 — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения со струйным распылением топлива.

Объём 38,8 л, степень сжатия 14—15. Расположение цилиндров под углом в 60°.

Номинальная мощность базовой модели — 500 л.с. Также производились модификации двигателя мощностью 375, 400, 450 и 600 л.с. Использовался в лёгком танке БТ-7М, средних танках Т-34 (В-2, 500л.с.), тяжёлых танках КВ (В-2К, 600 л.с.), гусеничных тягачах Ворошиловец (В-2В, 375 л.с.)

Изначально двигатель разрабатывался для применения в авиации — на тяжёлых бомбардировщиках. Это обстоятельство определило некоторые конструктивные особенности дизеля, нехарактерные для двигателей сухопутных машин, и обусловило весьма высокое техническое совершенство двигателя. Среди них:
Облегчённая конструкция с широким использованием лёгких сплавов;
Верхнее расположение распределительных валов (DOHC);
4 клапана на цилиндр;
Сухой картер;
Непосредственный впрыск топлива, струйное смесеобразование;
Привод всех агрегатов и систем двигателя посредством конических зубчатых передач и промежуточных наклонных валов.

Большинство из этих решений, например, на серийных легковых автомобилях, получили распространение лишь в конце XX века. Однако довести мощность до требований авиаторов (1000—1500 л.с.) даже путём применения наддува не удалось, и конструкция двигателя была откорректирована для установки на танки.

А вот 2 красавца. В сцепке с легендарным ТУ-144
А вот 2 красавца. В сцепке с легендарным ТУ-144


https://www.drive2.ru/b/2078919/


Самый большой седан в мире, тянувший сверхзвуковую "тушку": история загадочного МАЗ-541









Самый большой седан в мире, тянувший сверхзвуковую "тушку": история загадочного МАЗ-541

Бурное развитие пассажирской авиации в 60-х годах прошлого века и появление трансатлантических лайнеров просто вынудили конструкторов приступить к разработке новых видов автомобильной техники. Разработать новый мощный аэродромный тягач было поручено КБ Минского автозавода. О том, какая машина тянула в свое время первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, - в нашем материале.

Проектирование и разработка тяжелого тягача для буксировки воздушных судов массой до 85 тонн начались еще в 1956 году. Министерство автомобильной промышленности СССР дало руководству конструкторского бюро МАЗа поручение создать специализированный аэродромный тягач. В то время мощности обычных грузовых автомобилей уже не хватало для буксировки современных авиалайнеров.

Но тяжелые самолеты все равно нужно было перемещать по аэропорту, и для этих целей аэродромные службы многих больших аэропортов СССР стали применять военные МАЗ-535, которые уже выпускались и имели все необходимые характеристики для буксировки лайнеров. Однако у них имелся один существенный недостаток - большая высота машины. Для сцепки с самолетом приходилось значительно удлинять буксировочную штангу. Еще одним негативным моментом была очень плохая обзорность при движении назад.

Новую машину стали проектировать, учитывая все особенности буксировки многомоторных самолетов. Для лучшей обзорности кузов автомобиля получил очертания, очень напоминающие силуэт легкового седана. Но существенным отличием от обычной машины стали большие габариты.

МАЗ-541 по праву можно считать самым крупным седаном в истории автомобилестроения. Правда, увидеть его на дороге общего пользования было невозможно. Для обеспечения необходимых тяговых усилий и сцепления с бетонным покрытием аэродрома машину снабдили колесами, имевшими разный размер: спереди были колеса от грузового ЯАЗ-214, сзади - от карьерного самосвала МАЗ-525. Очертания машины от этого приобрели еще более мощный и упрямый вид. Готовое изделие было отправлено на аэродром Внуково для прохождения испытаний.

В широкой трехместной кабине было установлено 2 рулевых колеса и 2 поста управления. Посты в кабине были расположены по диагонали по отношению друг к другу. Это было сделано для того, чтобы при маневрировании возле воздушного судна можно было обеспечить необходимый уровень безопасности. Машина была оснащена полным приводом, при этом привод на передние колеса был отключаемым.

МАЗ-541 приводится в движение 12-цилиндровым верхнеклапанным V-образным дизелем Д12-А (модернизированный вариант этого двигателя применяется в колесных тягачах МАЗ и в настоящее время). Расход дизельного топлива при мощности 300 л.с. составлял 130 л на 100 км, или 45 л/ч.

Пробная эксплуатация первой машины дала высокие результаты. Тягач был опробован при буксировке самолетов Ил-62, Ту-114 и Ту-144. Его характеристики отвечали высоким требованиям, предъявляемым к аэродромным тягачам. Всего было построено три машины. Надо сказать, что есть информация о том, что Министерство авиационной промышленности СССР заказало партию из 13 машин. Но, как это часто бывает, технические требования вновь изменились, и коллектив КБ Минского автозавода приступил к разработке новых современных моделей аэродромной техники. МАЗ-541 был разработан как своего рода визитная карточка, которая показывала достижения советских конструкторов и возможности промышленности. И он с этой задачей справился отлично!

МАЗ-541 проработал до 1970-х годов. Этот уникальный автомобиль можно увидеть в документальном фильме, посвященном первому полету сверхзвукового Ту-144 (1.00-1.30 минуты).


Краткие технические характеристики МАЗ-541
Колесная формула 4х4
Полная масса, кг 28.000
Длина, мм 7800
Ширина, мм 3400
Высота, мм 2200
База, мм 4200
Максимальная скорость, км/ч 30

Александр АРХИПОВ
Фото из открытых источников
Специально для ABW.BY

Другие материалы цикла "Автоэкзотика"

Гибрид Antro Solo: пассажиры, хотите доехать? Ждем солнца и жмем педали!

Идеальный дом на колесах: с гаражом для легковушки и крейсерской скоростью 150 км/ч

Гибрид грузовика и танка: история машин на полугусеничном ходу

Димаксион - машина для жизни

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061: проходимость на грани фантастики

Ford Gyron: двухколесные автомобили - реальность прошлого, перспектива будущего

Chrysler TurboFlite: а вместо сердца - мотор самолета

"Победа" на лыжах? Это аэросани, детка!

Великий Бертоне, великая "Альфа-Ромео"!

2-в-1: Как скрестить автомобиль и вертолет и остаться в живых

ГАЗ на воздушной подушке. Для кого, для чего

Ford 50-летней давности: запас хода - 8000 км, вместо двигателя - атомный реактор

Peel P-50 и Trident: самые маленькие автомобили в мире

Почему автобус не встал на рельсы. История необычного РА-1

Летающий Willys: как из внедорожника делали "десантника"

Самые длинные лимузины в истории: на базе "Боинг-727", длиной 30 метров

"Мессершмит" на колесах: почему немецкий производитель самолетов стал выпускать автомобили



www.abw.by/news/182856/


http://5koleso.ru/articles/obzory/maz-541-gigantskiy-sedan-iz-sssr


http://trendymen.ru/stuff/mech/120463/

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments